Почему мы автоматизируем мультимодальные перевозки?

Главная » Полезные статьи » Почему мы автоматизируем мультимодальные перевозки?

В деле организации грамотной логистики действует условный стандарт – правило «7R»(R- в переводе с англ. порядок), который предполагает, что товар утвержденного качества в нужном объеме доставляется потребителю в четко отведенное время и место при согласованном уровне затрат. Использовать правило применительно к выполнению грузоперевозок по России достаточно сложно, учитывая протяженность страны. Использовать один вид транспорта при перевозке на дальние расстояния очень часто не представляется возможным. Для выполнения заказов приходит обращаться к мультимодальной транспортировке.

Выбрать стратегию доставки, которая потребует применения сложной схемы выполнения, при этом обойдется заказчику в круглую сумму – это легкая задача. Намного сложней – решить вопрос простым путем и сделать это максимально рационально.

На сегодняшний день организации логистики в России уделяется заслуженное внимание:

  • инфраструктура активно развивается, что выражается в строительстве транспортных терминалов;
  • улучшается система ведения мониторинга, что положительно сказывается на качестве перевозок;
  • разрабатываются и используются новые маршруты,
  • применяются схемы мульмодальных перевозок, помогающие сокращать сроки выполнения доставки.

Составление сложного маршрута, предусматривающего перевозку груза несколькими видами транспорта, достаточно непростая задача, как с точки зрения технической организации, так и практической реализации. Именно поэтому компании, готовые предлагать клиенту услугу быстрой доставки через всю страну «от двери к двери», рассматриваются как лидеры транспортно-логистического рынка.

Рост популярности контейнерной доставки пришелся на период после завершения Второй Мировой войны. Законодателями практики их использования стали США. Здесь впервые вошли в эксплуатацию деревянные контейнеры, которые позднее сменили на металлические ConEx габаритом 6*6*6 футов. Применяли их с целью транспортировки военных грузов. Контейнеры интермодального назначения появились в 50-е годы 20 века, они стали продуктом разработки американского бизнесмена Макли и инженера Тантлингера.

Типология автоперевозок

На долю автоперепозок в РФ приходится порядка 70% всего грузопотока. При этом доля автотранспорта в общем грузообороте остается невысокой. Такая ситуация стала следствием того, что автомобили чаще всего используются как городской транспорт. Также их применяются для выполнения вывоза/довоза к терминалам в портах или на железной дороге.

Колесный транспорт отличает главное преимущество – оперативность и маневренность. На автомобиле груз доставляется на любой адрес, причем делается это в самые сжатые сроки. В рамках классификации выделяется несколько типов автоперевозок:

FTL – кузов автомобиля полностью заполняется грузом одного отправителя, при этом следует он также — к одному получателю;

LTL – выполняется частичная загрузка кузова грузом, прошедшим консолидацию и следующим к нескольким получателям;

FCL – транспортировка контейнеров после прибытия или для отправки морем или по железной дороге;

OOG – перевозка нестандартного или негабаритного груза.

Провести достоверный анализ рынка, ориентируясь на тип осуществления перевозок, мешает отсутствие данных по перевозкам контейнеров (FCL). Эти сведения относятся в категории закрытых. Примерные цифры можно получить, если ориентироваться на показатели оборота перевозок морских контейнеров.

Основу автотранспортного рынка составляют перевозки типа FTL. По данным на 2015 год на их долю проходилось более 70% , автоперевозки LTL составили порядка 17%, а негабаритного груза – 7%. Специалисты отмечают, что это соотношение отражает стабильный характер автоперевозок, но не грузооборот в целом.

Наблюдая за динамикой грузооборота, выполняемого автотранспортом, можно проследить общую экономическую ситуацию в стране. Например, заметный спад 2009 года четко совпал с падением ВВП на 8%.

После кризиса экономика начала восстанавливаться, активы компаний, оказывающих транспортные услуги, стали набирать обороты. Повторный заметный спад имел место в 2014-15 гг. Эту ситуацию эксперты связывали со следующими событиями:

  • снижение стоимости железнодорожных перевозок, связанные с изменениями политики основной компании-перевозчика («РЖД»);
  • внедрение системы «Платон», что спровоцировало рост цен на услуги автоперевозчиков;
  • изменение направления грузопотока, его концентрация на Дальневосточном направлении.

Перевозка груза с использованием контейнеров

Использование контейнеров для транспортировки груза – популярный способ организации доставки, на который приходится до 70% общемирового грузопотока. Контейнеризация в России из года в год становится все более популярным и востребованным видом грузоперевозок на дальние расстояния. К числу особенностей, значимо выделяющих транспортировку контейнерами среди альтернативных вариантов доставки, относятся:

1. Высокий уровень сохранности и безопасности груза в процессе перевозки. После заполнения КТКпроходит процедуру пломбировки, что исключает доступ к грузу и возможность кражи. Вскрытие контейнера происходит только по факту его получения.

2. Мобильность КТК. Сегодня для их перевозки используются возможности ж/д-сообщения, автомобильный и морской транспорт.

3. Отсутствие контакта груза внутри контейнера. Часто для грузоотправителя этот момент является принципиальным критерием выбора способа транспортировки.

Среди наиболее значимых железнодорожных транспортных артерий страны выделяется Транссибирская магистраль, протяженность которой составляет более 9 тысяч км, что делает ее безусловным лидером даже в масштабах планеты. Ежегодно по ней перевозится более 120 млн. тон разнообразных грузов. Эффективное использование возможностей Транссиба позволяет выполнять доставку максимально оперативно. Именно с этой целью компания ОАО «РЖД» инициировала разработку проекта «Транссиб за 7 суток». В его рамках предусмотрено внедрение комплекса мер, направленных на оптимизацию и ускорение процесса грузоперевозок и доставки контейнеров из (в) портов на Дальнем Востоке в западные регионы РФ. К участию в реализации проекта развития Транссибирской магистрали привлечена компания «ТрансКонтейнер». Реализации его практической части позволила получить конкретные положительные результаты:

1. Ощутимо возросла скорость составов-контейнеровозов. Она доходит до 1.5 тысяч км/сутки. Это стало возможным за счет введения контроля со стороны диспетчерской службы, что помогает:

  • исключить простои;
  • обеспечивает своевременное техническое обслуживание составов для предотвращения неисправностей и повышения безопасности движения;
  • организовать систему информирования работников ж/д.

2. Проведена модернизация подвижного состава, который используется для ведения контейнерных перевозок, а также приняты меры повышения эффективности его применения. Инженерами и проектировщиками разработаны новые модели грузовых платформ. Все обновления проведены с учетом современных тенденций и требований, предъявляемым к организации и выполнению контейнерных перевозок. В таких условиях удалось повысить провозную способность до 25%.

3. Внедрена в действие система эффективного документооборота с применением возможности отправки EDI- сообщений и использования электронной цифровой подписи для верификации юридически значимой документации. Использование технологических новинок позволило ввести систему предварительного оповещения таможенных органов и осуществления декларирования груза, для перевозки которого требуется таможенный контроль.

4. Совершенствуется и обновляется инфраструктура выполнения транспортно-логистическогообслуживания. В рамках реализации проекта была проведена масштабная работа по модернизации транспортных терминалов, а также построены новые объекты, обеспечивающие оперативное обслуживание составов, в том числе проведение погрузочно-разгрузочных работ.

5. Повышена эффективность нормативно-правового регулирования. Были разработаны и утверждены правила выполнения ж/д-перевозок с применением универсальных транспортных контейнеров, внесены соответствующие поправки в действующие законы РФ, которые регулируют вопросы ведения международных грузоперевозок, а также разработан и утвержден целый перечень законодательных актов, регламентирующих порядок выполнения транзита через территорию России.

6. Проведено урегулирование тарифной политики. В практику ведения грузоперевозок были введены фиксированные тарифы на выполнение контейнерной перевозки, отдельные тарифы на вагоны и оформление сопутствующей документации по стандарту МТТ1 (для транзита).

Перевозка контейнеров по железной дороге (крупнотоннажная транспортировка) в основном используется для внутрироссийского товарооборота. Рост ее объемов динамично увеличивается: с 2005 по 2013 гг. он вырос более 40% и составил более 400 тысяч TEU. В 2017 показатель уже 500 тысяч TEU, причем в расчет взяты операции по экспорту, импорту и транзиту. Активная динамика объясняется влиянием следующих факторов:

  • заключение международных договоров о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и другими участниками международного рынка перевозок;
  • введение электронного документооборота с КНР;
  • рост стоимости перевозок по морю, что стимулировало выбор заказчиков в пользу экономии.

Организация процесса перевозки контейнеров

Маршрут транспортировки контейнеров опирается на использование железнодорожных и автотранспортных путей сообщения. Выбор ж/д-транспорта происходит с использованием интеграции электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» с работой оператора, отвечающего за предоставление услуг. Подобрать автотранспорт позволяет применение модуля выполнения FTL-перевозок. Контейнеризация по системе «от двери к двери» ведется по следующему алгоритму:

  • Выбор и передача заказчику пустого контейнера;
  • Предоставление транспорта для его (их) перевозки;
  • Подача под погрузку;
  • Прохождение процедуры оформления на погрузочном терминале;
  • Заполнение и погрузка на грузову платформу ж/д состава;
  • Перемещение по железной дороге до станции назначения;
  • Обработка груза на терминале прибытия;
  • Перегрузка КТК на/с колесный спецтранспорт;
  • Транспортировка к месту получения и/или выгрузке;
  • Возвращение опорожненного контейнера собственнику.